История одного дархана
Arigus.tv запускает серию материалов о бурятских мастерах. Удивительные. Самобытные. Вдохновляющие. Они дадут фору даже каким-нибудь разрекламированным европейским коллегам, при этом не зарабатывают на лимузины и коттеджи. Одни учились своему делу по книгам, у других ремесло передавалось по наследству. Наши журналисты уже готовы стать их «подмастерьями» и раскрыть для вас все секреты.
В мастерской первого героя нашей рубрики на первый взгляд - ничего примечательного. Обычный творческий беспорядок. И тишина, потому что каждый его подмастерье погружён в процесс. Только время от времени слышно жужжание - это работает ювелирная бормашина. А ещё, если присмотреться - можно увидеть удивительные вещи. Печи, инструменты, и, конечно же, изделия. А вот свой взгляд на нас поднимает сам творец, владелец мастерской Darkhan Gold Цыдып Цыбенов. Цыдыпу 33 года, 11 из них он в ювелирном деле. В беседе с нами он покажет, как происходят настоящие чудеса. И честно расскажет, какая у них цена. Во всех смыслах.
Я не мечтал стать ювелиром (говорит Цыдып, отложив свою очередную работу, и облокотившись на стол, - arigus.tv). Рассчитывал стать столяром как отец. Но в семье решили, что одного деревообработчика хватит, и отправили меня учиться на металл. Так в 2006 году я закончил машиностроительный факультет ВСГУТУ.
Когда я пришел учиться, умел держать в руках молоток. В детстве деревом занимался, выжигал, пилил, резал... У меня дедушка был дархан. Занимался ювелиркой, резьбой по дереву и часы ремонтировал. Не сказать, что в университете меня не считали талантливым студентом. Спустя годы из 14 выпускников нас всего двое занимается ювелирным делом.
Мои коллеги с завода «Алмазный мир», г. Москва. 2008г.
Мне очень повезло. Когда мы оканчивали университет, были вакансии на Кузбасскую ювелирную фабрику в Кемерово. Я решил туда поехать с одногруппниками. Это был очень серьезный толчок. Было непросто, ведь мы сразу столкнулись с ювелирным производством. Но ничего - осилили, научились многому. Вот только был один нюанс: на фабрике всё чётко: один полирует, другой монтирует, третий - литейщик и так далее. А мне хотелось научиться всему - от эскиза до выдачи товара в коробке. Тогда я отправился в Москву. И тут мне судьба улыбнулась. Я устроился на завод «Алмазный мир», где серьёзные мастера старой советской ювелирной школы начали меня тренировать.

На тебе кусок металла и всё, и погнали! Плавим, катаем, растягиваем, рихтуем, режем, полируем - все процессы ручного изготовления. Можно сказать, что мне пришлось забыть всё, чему меня учили раньше и переучиваться. Ведь именно они - представители старой школы делают шедевры. Такие тренируют жёстко. Но оно того стоит. После я устроился на завод «Эстет», проработал там год, познакомился со своей будущей супругой, и мы решили вернуться домой.

Возвращались с 750-килограммовым грузом - моими инструментами. Бросать всё то, чему я учился, не собирался.
Но прежде мне пришлось проработать на своей же кафедре во ВСГУТУ мастером и даже встать на учёт в Центр занятости. Через год я, наконец, набрался смелости и решил работать на себя.
Добро пожаловать в мастерскую
Когда я открывал свою мастерскую, с серьезными проблемами мне столкнуться не пришлось. Открыть ИП вообще не составило трудностей - спасибо Центру занятости. Я пришел, рассказал, сколько мне нужно и на что. Там мне помогли написать сокращенный бизнес-план. Потом я защитил его перед специальной комиссией, они сказали: «Давай попробуем». Дали денег, не помню уже сколько. На них я купил муфельную печь и еще несколько инструментов. Это было очень хорошим подспорьем, потому что муфельная печь - едва ли не основное и самое дорогое устройство.
Это старая муфельная печь. Она советская, учебная. Изготавливалась в 50-60-е года. Мне ее подарили.

Там, в углу, стоит уже современная. У нее максимальная температура 1300 градусов, она очень удобно спрограммирована.

Тогда же я распаковал инструменты, которые закупил в Москве, накопив на них денег на всех своих работах. И арендовал помещение. Так мы теперь тут и творим!
Когда я только открылся, нас было всего трое: я и двое моих учеников. Позвал их с той же кафедры, где немного проработал. Сегодня наша команда уже из семи человек.
Настя
Кто не идёт вперёд, тот двигается назад.
Дима
Делай хорошо, плохо всегда получится.
Шура
Я и мой верстак, мы скоро поженимся, а что? Он кормит меня, а я о нем забочусь. Все как у людей)))
Алиса
Займись любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни.
Галина
Время - золото самой высшей пробы, жаль, что ценят его только истинные ювелиры.
Наш состав, конечно, менялся. Люди приходили и уходили. Некоторые вот до сих пор сидят. И теперь мы порой ведём набор в подмастерья.
За годы в «бизнесе» помимо роста нашей команды изменилось что-то едва ли: Потолстел немного. Конечно, от постоянного сидения болит спина и шея, портится зрение. Но жена и ребёнок не дают расслабляться. Работать нужно. К счастью, моя супруга меня всегда поддерживала. Даже когда были тяжёлые времена.
Ювелир в Бурятии
Ювелиру в Бурятии приходится очень непросто. У нас нет ни одного завода. Да и оборудование, камни найти очень тяжело. Особенно, если сравнивать с Москвой, где всё в свободном доступе. На блошином рынке в столице можно отыскать что угодно. Нам же приходится пользоваться интернетом, переплачивать, отлаживать работу с поставщиками. Поэтому практически все серьёзные мастера уезжают отсюда в Москву и Питер.
Там и возможностей больше, и оплата. Да и отношение к ювелирам другое. У нас ювелир - кто? Сапожник, вон, рядом сидит. Это в старину было такое понятие как Дархан, к нему относились серьёзно, с уважением. Сейчас всё иначе. Люди стараются сэкономить. В основном им хочется приобрести изделие ручной работы не дороже 3-5 тысяч рублей. Так что ничего грандиозного им не нужно.



Вот и получается, что у нас в республике ювелирка на уровне 50-60-х годов. В нашей мастерской мы пытаемся внедрять современные технологии - горячая эмаль и т.д. Словом, то, чему меня в Москве научили.

Думаю, вскоре мы выйдем на широкое производство и уйдём от заказов - так будет дешевле и клиентов, надеюсь, будет больше. Тогда про денежную сторону я смогу забыть и полностью окунусь в творчество.
Это модно
Своё первое изделие я помню, словно работал над ним вчера. Это была шкатулка из мельхиора. Я только-только учился чеканить, и у меня был готовый эскиз. Шкатулку сделал для себя. Родственникам - маме, сёстрам, что-то начал дарить, только когда стал заниматься более профессионально. Чтобы сделать что-то красивое наверняка.

На свадьбу делал любимой подвеску калачакра с орнаментом долголетия. А сейчас она торопит меня уже с серёжками для дочки. Но я всё оттягиваю момент прокалывания ушей. Мне кажется, ещё рано.
Гарнитур «Хурдэ» - лауреат конкурса ювелирного искусства, выставлялся в Государственном историческом музее в Москве.
В целом я и мои ребята занимаемся изготовлением в основном изделий с национальными мотивами. Мне кажется, своё нужно продвигать. Этника всегда была востребована, просто мало, кто делает такие украшения.
Сейчас появился спрос и на якутские изделия, но это, скорее, из-за дешевизны. Говорят, и наши украшения продавались где-нибудь гораздо лучше. В той же Европе. Но мы на этот рынок пока не вышли, хотя заказы делают у нас и клиенты из других городов. Сарафанное радио и соцсети - неплохая реклама)
Сегодня наши изделия можно найти в Zam.
Впрочем, у каждого изделия свой клиент. Быстрее же всего раскупают серьги. А ещё симпатичную орнаментику с минимальным весом. По деньгам выходит не так дорого, при этом и недёшево. Также сегодня появилась мода на эксклюзивные «обручалки». Молодые люди хотят, чтобы они были сделаны только для них и ни у кого не повторялись. Большой спрос и на эмаль. Кто-то считает это магией.

Горячая эмаль

Цветная эмаль поступает на производство в виде стеклянного порошка или кристалла, который потом размельчается в ступке и выкладывается на изделие в нужной цветовой палитре. Затем украшения проходят обжиг при t 700-900°С.
Сложность в том, что у мастера нет возможности вмешиваться в процесс, он может, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения с эмалью.
Всё, что вы хотели знать о ювелирных изделиях
Из какого золота делаются украшения - из ломбарда или из чистого?

- Ювелирку делают из золота из ломбарда, золота клиента или из чистого золота. Так, можно приобрести металл в банке и довести его до необходимой пробы - 750 или 585. Есть и другие пробы, но эти основные. У каждого есть свои цвета: жёлтое, красное и белое. Кстати, появилось модное розовое золото.

Сколько времени уходит на изготовление украшения ручной работы?
- На самое простое украшение ручной работы уходит две-три недели. На что-то посерьёзнее - от месяца и более. Иногда над одним изделием мы работаем все вместе.

Какие камни популярны в Бурятии?
-
Самые модные камни для украшений в республике - нефрит, чароит, коралл.

Как ювелиры относятся к бижутерии?
- Ювелиры относятся к бижутерии нормально. Есть дешёвая и дорогая, есть такая, что очень интересно сделана. Но с возрастом люди хотят чего-то посерьёзнее. Хотят передать что-то по наследству, чтобы украшение было с «историей».

Верите ли вы в суеверия?
- Суеверий у ювелиров почти нет. Разве что смешное - если ювелирное изделие в процессе работы падает на пол, значит, точно продастся.

Можно ли смешивать золото и серебро?
- Серебро и золото в изделии смешивают редко, потому что в пробирной палате в таком случае могут не поставить пробу. Несмотря на то, что до революции это было очень популярно.

Много ли на ювелирном рынке подделок?

-Считается, что на российском рынке их доля составляет 80%. Учитывая, что региональная пробирная палата (находится в Забкрае, - arigus.tv) делает анализ каждого изделия, я не знаю, как так происходит.
Стать ювелиром может каждый
Стать ювелиром может каждый, кто видит себя ремесленником. Секрет успеха прост - работать, работать и работать. Конечно, нужно иметь вкус, уметь рисовать, обладать усидчивостью и трудолюбием. В России у нас есть серьезная ювелирная школа - школа Фаберже в Петербурге. Много школ в Москве, отличные ювелиры выходили из Красносельского училища - одного из самых знаменитых со времен СССР.
Если вы настроились на то, чтобы творить, в первую очередь нужно купить молоток. Инструментов понадобится для начала минимум: борики, фильера, флацанки, горелка, мойка. Весь же набор собирать накладно, да и пополнять его можно до бесконечности.
Мы их заказываем через Москву, в основном швейцарские и немецкие. Но неплохие аналоги стали делать и в КНР. Мои ученики закупают себе инструменты самостоятельно, в том числе микроскопы. Сегодня все они дорожают с каждым годом. А вот в старину ювелиры делали инструменты сами.
Я бы сделал национальную шахматную доску с камнями, ювелирного металла и эмали. Может, когда-то в будущем: Пока же зарисовки больших работ держу в голове. Как и мечту стать директором ювелирного завода. Хотя, в Улан-Удэ это вряд ли возможно. А уезжать я отсюда уже не собираюсь. Здесь мой дом и моя семья. Может быть, однажды дочь продолжит моё дело. Если она захочет, я её, конечно, всему научу.