«Допетровская Русь в Бурятии»
История старообрядцев в Забайкалье



«Допетровская Русь в Бурятии»
История старообрядцев в Забайкалье
Культура народов Бурятии удивительна особым сплавом культур, когда причудливо переплетаются традиции народов Азии и Европы. Уникальные памятники культуры и архитектуры, музейные экспозиции, фольклор, быт — этим Бурятия полна и по праву гордится.

Наиболее яркая группа представителей русского населения – «семейские» (старообрядцы), которые сохранили в культуре Бурятии традиционные черты допетровской Руси.

О многом говорит тот факт, что культура старообрядцев Забайкалья признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества (2001 г.).
С чего все начиналось?
С чего все начиналось?
История появления староверов в Бурятии пишется со второй трети XVIII в. В 1653-1660 годах при царе Алексее Михайловиче, в результате новых церковных реформ патриарха Никона произошел раскол русской православной церкви. Защитников древнего благочестия стали называть «старообрядцами» или «староверами». Преследуемые властями, они бежали на окраины страны и за границу. Так в Румынии обосновались «липоване», «некрасовцы» в Турции, «поляки» в Стародубье и Ветке (Речь Посполитая). И где бы ни оказались старообрядцы, они свято хранили обычаи старины, культуру и язык.

В 1762 году Екатерина II издает манифест, в котором предлагает всем раскольникам вернуться в Россию, обещая льготные условия поселения в Сибири. Переселение «польских» старообрядцев в Забайкалье шло отдельными группами. Наиболее крупные партии прибыли в 1767 и в 1768 годах, более мелкие прибывали вплоть до конца ХVIII века. Всего было переселено около 20 тыс. человек.
В Забайкалье старообрядцы получили новое название «семейские». Этому есть объяснение, ведь, в отличие от других ссыльных, они переселялись целыми семьями. На новых для себя землях старообрядцы основали села Тарбагатай, Куйтун, Куналей, позднее Новую Брянь и другие. К концу XVIII века в Забайкалье было уже 30 старообрядческих поселений. Декабрист Андрей Розен, побывав в них в 1830 году, писал:

«Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами... а люди, а люди!.. Ну, право, все молодец к молодцу. Красавицы не хуже донских - рослые, белолицые, румяные... Все у них... показывало довольство, порядок, трудолюбие».

Генерал-губернатор Восточной Сибири Михаил Семёнович Корсаков (1826-1871) в 1863 году отмечал их огромное трудолюбие в деле освоения края. Селения семейских выделялись на общем фоне сибирских сел своей величиной, ухоженностью и чистотой. Несмотря на то, что они не признавали официальной медицины, семьи росли численностью быстрее, чем другие этнические группы в несколько раз. Семейские вели свой образ жизни: постоянный и размеренный труд на свежем воздухе, здоровое питание, отсутствие вредных привычек.

Крепкие духом, трудолюбивые, сохраняя древнее благочестие и верные традициям предков, старообрядцы стали настоящими сибиряками. А еще, через всю многовековую историю, пронесли уникальную культуру старой допетровской Руси.

Культура семейских оформлялась постепенно. В основе - культура средневековой Руси, основные элементы взяты в XVI-XVII вв. в пределах Центра, Юга и Севера России. Их дополнили особенности, полученные во времена проживания в польских пределах. Затем в это разнообразие влились детали с Востока России: специфика животноводства, заимствованная у бурят. Стоит отметить, что говор старообрядцев Забайкалья акающий, южнорусский, части украшений южнорусского происхождения, а в одежде и в жилище семейские сохраняют центрально-северные русские традиции. Все вместе создало яркий и уникальный характер культуры старообрядцев.
Предписание Селенгинской канцелярии Удинской канцелярии о выдаче для будущих поселенцев хлебопахотных инструментов и сенокосных предметов. 13 марта 1766 г. ГАРБ
Именные списки старообрядцев Тарбагатайской волости 1820 г. ГАРБ
Сегодня Бурятия - один из центров древлеправославия современной России. Устное нематериальное наследие «семейских», уникальная материальная культура есть практически во всех районах проживания, а также в коллекциях музеев. Поездка в «семейское» село, как «машина времени». Это путешествие в историю, путешествие, которое и в современном мире показывает неизменным облик самих людей и их праздничной одежды, особенности жилых построек, орудий труда, утвари. А народные «семейские» хоры и их распевные многоголосные песни погружают в удивительную фольклорную культуру староверов.
Коллекция старообрядческой материальной культуры занимает достойное место в собрании Национального музея Республики Бурятии. Это более 300 экспонатов, которые помогают познать, прочувствовать и раскрыть неповторимую культуру семейских Бурятии. Образцы народной одежды, утвари, орудий труда, предметы убранства интерьера, религиозные предметы, книги, фотодокументы. В основном, это памятники XIX-XX веков.
Коллекция складывалась на протяжении пятидесяти лет. Предметы культа были собраны в 1930-1940-х, во время антирелигиозных гонений. Далее пополнение коллекции шло стихийным сбором музейных предметов. Судя по записям в книгах поступлений, к 1960-м годам было собрано около ста единиц хранения. Более углубленно фонды музея начинают изучаться и пополняться с 1970-х годов. А в 2015 году музеем была организована научная экспедиция в районы компактного проживания старообрядцев для сбора и изучения памятников.

Коллекция музея позволяет увидеть и узнать все стороны жизни забайкальских старообрядцев.
Вера старообрядцев
Вера старообрядцев
История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории всего русского народа. Реформа патриарха Никона разделила все общество огромной страны на два непримиримых лагеря, от Церкви отвернулись миллионов верующих соотечественников.
Реформирование церкви, в первую очередь, началось с «книжной справы»: редактирования текстов Священного Писания и богослужебных книг, опираясь на греческие богослужебные книги. Суть церковных реформ сводилась к изменению русского православного обряда по образу и подобию с новогреческим. Например, введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов поясными, на литургии хождение вокруг церкви и аналоя против движения Солнца, вместо семи просфор употребление пяти, изменение формы креста и другое.
Секретное предписание Иркутского общего губернского управления Тарбагатайскому волостному правлению о запрещении раскольникам богослужений в молитвенных домах и часовнях. 16 апреля 1851 г. ГАРБ
Изменение формы креста встретило наибольшее возражения среди «ревнителей старого (древлего) благочестия». Одним из главных противников был крупнейший деятель старообрядчества - протопоп Аввакум (1620-1682). Он и был сослан в Сибирь одним из первых - за веру и отрицание всех нововведений. За ним подверглись репрессиям все, кто был приверженцем старого церковного уклада.
Секретное отношение священника Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви в Тарбагатайское волостное правление о разрешении венчания браков раскольников с православными. 31 августа 1851 г. ГАРБ
Описание старообрядческого молитвенного дома в Куналейском селении. 29 апреля 1891 г. ГАРБ
За время своей ссылки он с семьей прошел от Урала до степей Забайкалья, проложив дорогу старообрядцам, прибывшим через сто лет после него. В 1657 г. Аввакум спустился по Ангаре, обогнул в южной части Байкал, переплыл до устья р. Селенги, достигнув с. Посольск (Усть-Прорва) в Кабанском районе. Там в настоящее время установлен памятный крест в память о пути проделанным протопопом. В Тарбагатайском районе в одном из крупных центров проживания семейских на холме напротив горы Омулевка, установлен поклонный крест протопопу Аввакуму. Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.
Книжная культура
Книжная культура
Святое Писание для семейских - ориентир жизни, святыня. И книга, в целом, занимает важное место в системе традиций средневековой, допетровской Руси.

Монополия государства на книгопечатание не позволяла старообрядцам издавать «свою» литературу. Книги семейские привезли с собой, а позднее, столетия спустя, всеми правдами и неправдами приобретали недостающее у одноверцев из-за Урала.

Книги берегли как самое дорогое в семье, передавали по наследству, дарили родственникам, «вкладывали» в храм. Так в Бурятии оказались практически все «дониконовские» издания Московского Печатного двора, книги старообрядческих легальных и полулегальных типографий XIX-ХХ веков. Это были как богослужебные книги, так и литература для назидательного чтения и для начального обучения.

Одна из самых ранних книг – «Острожская» Библия. Так называют первое завершенное издание Библии на церковнославянском языке, напечатанное в г. Острог. Выход Библии стал крупным событием церковной и культурной жизни Восточной Европы и сыграл исключительную роль в истории православия России.

Текст «Острожской» Библии является «дониконовоским» и свято почитается всеми старообрядцами.
Лестовка. Четки старообрядческие
Нач. XX в. Кожа, ткань х/б; шитье, плетение
Библия
Острог: Тип К.К. Острожского
Печатник Иван Федоров, (1580-1581)
В Национальной библиотеке Республики Бурятия хранится издание, которое уводит нас к самым истокам зарождения книгопечатания в Москве: «Маргарит» - сборник слов Иоанна Златоуста определенного состава. Эта книга была почитаема и распространена на Руси. Маргарит (с греч. - жемчуг), изданный Московским Печатным двором в 1641 г.
Маргарит — сборник слов Иоанна Златоуста.
Издан Московским Печатным двором в 1641 г. НБ РБ
Один из интересных экземпляров коллекции НБ РБ — Шестоднев, датируемый 1802 г. Судя по выходным данным в конце книги, издан в г. Вильно.
Шестоднев, 1802 г. НБ РБ
Не могла не развиться в таких условиях и рукописная традиция. Переписывали богослужебные книги, составляли собственные сборники, записывали духовные стихи. Как образец выступала русская рукописная книга и орнамент старопечатных книг. Оформление и росписи книг взяли из народного искусства. Постепенно внутреннее убранство книги – заставки, инициалы, миниатюры, сложились в особенный, гуслицкий стиль. Он характерен для художественного оформления певческих (крюковых) рукописей.

Крюки (знамена) – знаки русской церковной безлинейной музыкальной нотации. После реформы Никона крюковое пение было заменено на пение по западноевропейской, привычной для нас сегодня, пятилинейной нотации. Старообрядцы сохранили знаменное пение не только в живой традиции, но и в письменных памятниках. Это стало расцветом искусства рукописной старообрядческой книги. Все певческие старообрядческие книги — на крюковых нотах. Среди них - Октай (Октоих), Ирмолой (Ирмологий), Обиход, Праздники, Триодь, Трезвоны.
Ирмологий. Крюковая роспись, нач. XX в.
Демественник. Крюковая рукопись, 1830-е гг. Крупный полуустав; гуслицкий стиль
Иконы
Иконы
Изменения в русской иконописи начались еще до раскола. Сказалось влияние западноевропейской живописи. Старообрядчество активно выступало против нововведений, отстаивая древнерусский и византийский каноны. Дониконовские иконы ценились староверами, которые полагали, что традиции «истинной» иконописи после раскола были утеряны, а «новые» иконы считали «безблагодатными».

Давайте разберемся, в чем же отличия?

Прежде всего, в старообрядческом изобразительном искусстве исключительно двоеперстное крестное знамение. Написание имени Христа как Иисус и вот такой надписи на иконах «IИС. ХС.» отвергается. Для них единственное верное написание - Исус и аббревиатура «IС. ХС.». Стapooбpядчeские иконописцы изображают евангелистов в виде животных, что категорически не принимает православная церковь. На всех старообрядческих иконах в руках святых и на маковках церквей только восьмиконечные кресты. На старообрядческих иконах также не могут встречаться изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола, новых образов Богоматери и новых образов традиционных сюжетов.
Большой популярностью у старообрядцев пользовались меднолитые иконы. И они оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. На производство медных икон даже был наложен официальный запрет. Но это не остановило старообрядцев. И они достигли небывалого технического и эстетического их совершенства.
Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см, чаще всего были выполнены из ярко-желтой меди. Фон заполняли синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных религиозных признаков старообрядчества, они отличаются растительным и геометрическим орнаментом.
Икона "Николай Чудотворец"
XIX – нач. XX вв. Дерево, темпера
Икона "Покров пресвятой Богородицы"
Кон. XVIII-нач. XIX вв. Дерево, живопись, темпера
Икона "Святой первомученик архидиакон Стефан"
XVIII в. Дерево; паволока, левкас, позолота, темпера
Икона "Господь Саваоф"
Конец XIX-начало XX вв. Дерево, левкас; темпера
Икона "Святой Христофор"
Дерево, пигмент, позолота, темпера
Часть складной иконы с изображением Иоанна Предтечи
XIX в. Сплав металлов; эмаль перегородчатая, штамповка
Икона "Богоматерь – всех скорбящих радость"
XIX в. Бронза, эмаль литье
Складень четырехчастный
XIX в. Бронза; литье, штамповка
Кадило
XIX в. Сплав металлов; выколотка
Крест напрестольный
XIX в. Бронза, эмаль; литье, гравировка
Материальная культура
Материальная культура
Архитектура — как полное отражение самобытной культуры семейских Забайкалья. Живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Потребность в красоте видна во всем - в яркости красок, фигурных резных наличниках, расписных ставнях, в домах «ладных, справных».

В селе Тарбагатай небольшие бревенчатые дома стоят вдоль улицы крепостной стеной. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Но каждое строение ярко окрашено, на воротах расцветают диковинные цветы. Здесь и северная резьба, и украинская роспись, и местная бурятская живопись.
Одна из улиц Тарбагатая, кон. XIX-XX вв.
Избы у старообрядцев были нескольких типов: четырехстенные, пятистенные и избы-связь. Стены снаружи окрашены охрой, наличники блистают резьбой, ставни радуют глаз разными цветами. Богато украшались резьбой и росписью большие ворота, которые имели двускатный навес или крышу. Такие ворота - показатель зажиточности семьи.
В избах всегда очень чисто, опрятно и убранство особенное: потолки крашенные, пол застилается коврами-половиками, а раньше посыпался песком. Красный угол богат иконами. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки. На стене зеркало, по обеим сторонам которого свисают концы «рушника» - полотенца. Стол покрыт домотканой скатертью, на которой всегда горячий ярко начищенный самовар.
Люлька
Конец XIXв., Забайкальская обл.
Дерево, краски; резьба, раскраска
Кровать
1940-е гг., БМАССР
Дерево; резьба, раскраска
Рама резная
XIXв., Забайкальская обл.
Дерево, краски; резьба, роспись
Прялка
Конец XIX в., Забайкальская обл., с. Шаралдай. Дерево, краски; роспись
Рубель. Доска для глажения белья. Конец ХIХ в., Забайкальская обл.
Дерево, краски; роспись
Семья стахановца колхоза Политотдел. Мухоршибирский район, нач. XX в.
"Запевала Куналейского хора Рыжаков Ф."
А.И.Тимин (1910-1993), 1970 г. Х.,м
Мебель в семейских домах изготавливалась из дерева и отличалась монументальностью, долговечностью и практичностью. В большей части дома стояли, как правило, родительская кровать (другие члены семьи спали на полу, на лавках, на полатях и на печи) с резными спинками, лавки вдоль стен, стол, табуреты, к потолку подвешивалась детская колыбель – качка. В кути (кухня), отделенной перегородкой и большой русской печью с лежанкой стояли стол, лавки, шкаф для посуды, подставки для самовара. Отдельные предметы мебели украшались резьбой, раскрашивались и расписывались минеральными или масляными разноцветными красками.
Утюг наплитный
Начало XX в., Забайкальская обл. Чугун; литье
"Тюрюханова М.Е."
А.И.Тимин (1910-1993), 1940 г. Х.,м.
В музейной коллекции можно увидеть около семидесяти предметов земледелия и домашнего ремесленного производства из ткани, шерстяной пряжи и растительного волокна.
Из богатейших древесных ресурсов изготавливали утварь, причем в ход шли все части дерева: корни, ствол, ветки, луб, береста.

Особое место в быту старообрядцев занимает бондарная, долбленая, плетеная посуда и утварь. Ее изготавливали из сосны, кедра, березы. В бондарной утвари, это такая посуда, изготовленная из длинных дощечек (кадушки, водянки, квашенки, сельницы), хранили воду, муку, квашеную капусту, в ней солили грибы, рыбу и замешивали тесто. А вот лагуны и ушаты выдалбливались из цельных колод сосны. Берестяные туески и лукошки служили универсальной утварью. В них хранили и молочные продукты, и ягоды, и соль, и чай. Такую посуду украшали росписью или теснением геометрического орнамента.
Сошник от сохи рогалюхи
Начало ХХ в., с. Харитоновка
Железо; ковка
Серп
Начало ХХ в., с. Тарбагатай
Металл, дерево; ковка
Гребень для шерсти
Начало XX в., Забайкальская обл.
Дерево, краска
Копаница
Начало ХХ в., с. Куйтун
Железо; ковка
Туеса
Кон. XIX – нач. XX вв., Забайкальская обл.
Береста, тальник, древесина, краски
Лукошко
Сер. XX в., Бурят – Монгольская АССР, с. Куйтун. Береста; плетение
Корзина
Середина XX в., Бурят – Монгольская АССР, с. Куйтун. Тальник; плетение
Крынка, горшок
Начало XX в., Забайкальская обл.
Глина, глазурь; кустарное производство
Женщины и девушки занимались обычно домашними делами и рукоделием: прядением, ткачеством, шитьем и вышиванием. Для этого тоже требовались специальные инструменты. Это были как примитивные приспособления — берды, так и более совершенные стационарные станки. Очень интересной разновидностью рукоделья было лоскутное шитье. Мастерицы из различных кусочков ткани искусно шили разноцветные покрывала, кармашки, подрушники, коврики, вязали половички.
Пряжу изготавливали при помощи прялок. Все их части были вырезаны из цельного куска кедра или сосны с корневищем. И даже в таких предметах явно видна тяга к красоте. Лопасть прялки чаще всего расписывали красками, а ножку украшали выемчатой резьбой или вытачивали на токарном станке. В XIX веке у семейских широко распространились самопрялки горизонтального типа - лежаки. Самопрялки изготавливались из отдельных деревянных точеных деталей, за исключением донца и нижней подвижной рамы.
При шитье пользовались швейками, по форме напоминающими прялки. Швейки также украшались росписью или резьбой.
Бердо

Ткацкий станок для изготовления
оборок и узких поясов
Начало XX в., Забайкальская обл.
Дерево, лак
Рушник
I-я четверть ХХ в., Забайкальская обл.
Холст, нитки мулине; ткачество бранное
Рушник
1918 г., с. Куйтун
Холст, нитки мулине; вышивка счетной гладью, плетение кружева
Подручники
Подушечки, подкладываемые под локти при земных поклонах во время моления. 1950-е гг., с. Калиновка
Ткань; шитье
Карман
Начало ХХ в., Забайкальская обл.,
с. Куготы. Атлас, чесуча, сатин, шелк, ситец, далемба; шитье ручное и машинное
Самопрялка - лежак
Начало ХХ в., Читинский уезд, с. Урлук. Дерево, железо, краски; кустарное изготовление
Швейка - приспособление для шитья на руках. Начало ХХ в., Забайкальская обл. Дерево, лак, краски; резьба, раскраска
Народный костюм
Народный костюм
Народный костюм старообрядцев не менее эклектичен, чем вся их культура. В нем сохранились элементы костюма северо-западных, южных и юго-западных областей России XVII-XVIII веков, органично вплелись в него заимствования из одежды украинцев, белорусов и поляков.

С переселением старообрядцев в Забайкалье, в одежде появился еще один, изначально неожиданный, компонент - китайские ткани, они использовались для шитья нарядной одежды. Органично вплелись в костюм мягкая кожаная и суконная обувь по типу бурятских гутулов, меха домашних и диких животных для шитья зимней одежды.

Проживая достаточно обособленно от других местных групп населения, семейские смогли сохранить многие элементы старорусской культуры и носили традиционный народный костюм вплоть до 1960-х годов ХХ века.
В собрании Национального музея Республики Бурятия интересная коллекция старообрядческой одежды. Здесь хранится десять полных комплектов женской нарядной одежды, включая утепленные варианты.

Особый интерес вызывает женский костюм. Он относится к так называемому северорусскому сарафанному типу одежды, который был широко распространен в России на рубеже XVII-XVIII веков. Комплекс женского костюма состоит из, ни много, ни мало, двенадцати элементов:

- Верхняя утепленная нарядная и повседневная женская одежда: шуба, халат, курмушки, бекеши;

- Верхняя нарядная и повседневная одежда: сарафан, юбка, рубаха, запон;

- Домотканый пояс (эта деталь есть как в женском, так и в мужском костюме);

- Головные уборы: кички нарядные и повседневные, кокошники и подзатыльники;

- Платки (их еще называли атласы);

- Ободки домотканые (подвязки для обуви).
Сарафан - это широкая, густо собранная на поясе юбка с узкими бретелями. Рубаха всегда составная: верхняя часть – чехлик, и нижняя - наподобие нижней юбки – станушка, которая пришивается обычно на «живую» нитку. И даже рукава с лифом соединяются не просто так, а расшивкой - соединительным швом цветными нитками. Поверх сарафана надевается запан – передник с грудкой.

Середина полотнища сарафана и запана украшается двумя или тремя рядами атласных лент, кружевом, полосками гладкокрашеной ткани или с рисунком, либо машинной строчкой.
В межсезонье и зимой носили утепленную шерстью, ватой и овчиной короткополую одежду с теплыми и уютными названиями курмушки и бекеши, а также халаты и шубы. Халат и шубу, наиболее архаичные виды одежды, носили как мужчины, так и женщины. Мужской халат был обычно длиннополым, а женский более коротким. Покрой халата и шубы распашной, косоклинный, длиннее обычных узкие рукава, ворот – стойка, переходящий в подобие шалевого, не оставался без внимания: его украшали бархатом или тесьмой.

Интересный факт. Халат и шубу накидывали на плечи, не надевая рукавов, их надевали только тогда, когда отправлялись на моление. Поэтому халаты называли моленной одеждой.
Мужская одежда не отличалась от одежды всего русского населения России. Это были рубахи - косоворотки, штаны, домотканый пояс, зипуны, тулупы.
Празднование Дня сельхозработника, 9 окт. 1966 г. с. Мухоршибирь
Комплекс женской нарядной одежды: рубаха, сарафан, запан, кичка, платок, бусы янтарные. Ткань шерстяная кашемир, шелк натуральный, нитки цветные, ткани хлопчатобумажные, бисер, лента атласная, янтарь. Конец XIX - начало XX вв., Забайкальская обл.
Комплекс женской нарядной одежды с халатом

Шелк (Китай), шелк, ткани хлопчатобумажные, шерсть овечья, тесьма, жемчуг речной. Конец XIX – начало XX вв., Забайкальская обл.
Комплекс девичьей нарядной одежды с курмой

Шелк (Китай), ткань шерстяная кашемир, шерсть овечья, лента шелковая и атласная, кружево, фурнитура металлическая, тесьма. Конец XIX – начало XX вв., Забайкальская обл.
Комплекс девичьей нарядной одежды с курмой

Шелк (Китай), ткань шерстяная кашемир, шерсть овечья, лента шелковая и атласная, фурнитура металлическая (Англия), тесьма. Конец XIX – начало XX вв., Забайкальская обл.
Комплекс женской нарядной одежды с халатом

Шелк (Китай), ткань смесовая, шерсть овечья, шелк, тесьма, бисер. Конец XIX – начало XX вв., Забайкальская обл.
Пояс тканый

Вы заметили, что домотканые пояса встречаются во всех видах одежды? Их ткали на небольших станочках-кроснах из цветных хлопчатобумажных и шерстяных ниток. Женские пояса ткали строго по уставу!

Длина 2,5 метра, ширина 8- 15 сантиметров. Пояса имели свой особый, композиционно-повторяющийся узор: ромбы, треугольники, шагайки (зигзаги), елочки. Мужские кушаки были гораздо длиннее женских и оборачивались два раза вокруг талии. Узор мужских кушаков был более лаконичным
Для изготовления пояса станок перестраивался на особенный способ. В него вставлялась деревянная рамка с металлическими штырями, разделяющая нитки в несколько десятков цветов. Нитки для пояса подбирались разной толщины и из разного материала: хлопчатобумажные и атласные.

Пояс умела ткать не каждая женщина. Мастерица отличалась и по подбору красок, и по качеству выбранных ниток. Чем тоньше нитка, тем ценность пояса выше.

Пояс не просто предмет одежды, но и символ. Он впервые надевался старообрядцу при принятии таинства Крещения. После полного обряда крещения с троекратным полным погружением в освященную воду на младенца в первую очередь надевают крестик на гайтане, затем новенькую крестильную рубашечку и, после всего, первый в жизни поясок. Почетно, когда он тканый.

Пояс для младенца узенький, как тесемка. И, с каждым годом, это происходило на Пасху, дарили новый поясок - с новой прибавленной полосой. Так что по ширине пояса у старообрядца можно определить его возраст. Мужской и женский пояса отличаются по расцветке, рисунку и орнаменту. Более яркие, нежные и контрастные цвета - девичьи, строгий орнамент с преобладанием темных цветов — мужские. Но самые богатые и интересные контрасты - в стариковских поясах. Они удивляют и шириной, и богатством орнаментов.

Пояс у семейских - самый важный элемент одежды. Что уж, без пояса «срамно» появиться «на людях». Вспомните выражение «распоясанный человек» - человек, потерявший все лучшие человеческие качества, не чувствующий и не придерживающийся допустимых норм в обществе людей.

Говоря о деталях, нельзя не вспомнить про карман, который в женском костюме имеет немаловажное значение. Карман как отдельный предмет одежды изготавливается из плотной, обычно суконной шерстяной ткани и надевается на пояс.
Головные уборы

Предметы костюма варьировались в соответствии с ситуацией. Они могли служить нарядом для невесты и замужней женщины, лишь головной убор отличал социальное положение женщины.

Кичка - старинный русский головной убор замужних женщин. Кичка («волосник») имела впереди твёрдую часть в форме рогов, лопатки или копытца, для чего вставлялись береста или дощечка. Кичку надевали на голову, тщательно закрывали холстом волосы, потом шнуром фиксировали ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки. Сзади кички надевался сшитый из позумента и расшитый бисером «позатыльник». Сверху кичка покрывается атласной или кашемировой шалью.

Атлас - большой платок размером 2х2 метра из тонких капроновых нитей. Он завезен семейскими из Европы и сохранен до наших дней. Атлас повязывается женщинами на кичку, как тюрбан. Шаль же завязывается углом, два конца перевязывались спереди и прятались сбоку, два других конца ниспадали на шею. Шаль носили, повязывая поверх кички в холодное время года, накидывая на плечи на верхнюю одежду и под верхнюю одежду для сохранения тепла.

Спереди кичка украшается опояской, небольшим пояском, искусно изготовленным из бисера. Опояску можно назвать оставшимся элементом от богато убранного русского кокошника. Часто женщины, особенно молодые, украшали кичку поверх шали брошками или цветами. Кичка - это и таинство принадлежности одному мужу, и оберег.

Девушки носили яркие повязки – начельники. Во время холодов женщины покрывали уши свернутым платком или шалью, поддетыми за подбородок, а концы завязывали на голове.

Мужчины носили круглые войлочные шапки или шерстяные фуражки.
Детская и подростковая одежда повторяла взрослую. Исключение составлял лишь женский головной убор – кичка. Ее могли носить только замужние женщины.
В качестве украшений девушки и замужние женщины носили на груди ожерелья, так называемые мониста, которые состояли из нескольких ниток янтарных бус.

В коллекции музея имеются несколько ниток янтарных бус, собранных в разное время.
Пояса, оборки

Конец XIX – начало XX вв., Забайкальская обл.
Нитки цветные хлопчатобумажные и шерстяные; ткачество
Кокошники

Ткань хлопчатобумажная, лента позументная, нить золотная;
вышивка золотошвейная, шитье ручное. Середина ХIХ в., Забайкальская обл.
Ольга Александровна Рымарева (Рыжакова) – старейшая участница Большекуналейского хора, основатель и хранитель музея – усадьбы своего отца А.И. Рыжакова
Нематериальное наследие
Нематериальное наследие
Певческая традиция семейских

В семейских селах можно не только познакомиться с укладом жизни XVII—XVIII веков, но и услышать старинную музыку…

Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция — знаменный распев или крюковое пение. Оно получило свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). После реформ Никона знаменный распев сохранился в староверческой церкви, как единственно возможный вид богослужебного пения.
В жизни семейских не было четкого разграничения церковной и мирской жизни, потому певчие и в народной бытовой песне отличались особенным мастерством.
Многоголосие - важный признак семейского пения. Как писал Н.И. Дорофеев: «Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосого существования. Для исполнения песни требуется как минимум два певца».

Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10-20 учеников церковной грамоте и пению.

Очень близко к семейскому пению искусство духовной поэзии семейских. Стихи заучивались наизусть со слуха и исполнялись с большим мастерством. Духовные стихи и исторические, поучительные и лирические. Они передают тревожную атмосферу времен борьбы старообрядцев за свою веру, поиски спасения души, ожидание конца света. В духовных стихах часто цитируется Святое писание, в нравоучительной форме напоминается о покаянии, о вечных мучениях за грехи людские.
Тарбагатайский семейский народный хор в г. Москве (проездом в г. Архангельск на фольклорный праздник). 1989 г. ГАРБ
Традиционная кухня
Традиционная кухня
Современная пища семейских Забайкалья – результат адаптации к природно-климатическим условиям региона. Но во многом она продолжает традиции прошлого. И какие они вкусные, эти традиции! Каждая хозяйка семейского дома владеет рецептами приготовления традиционной кухни. Это блюда простые, понятные, без сложных ингредиентов. От них веет уютом домашнего очага.

Всегда на столе мучные блюда, и прежде всего хлеб (ржаной и пшеничный). К праздникам пекут «преснушки» - лепешки, булочки, крендели, тарки, ковриги, пироги с разнообразной начинкой, пироженники (маленькие пирожки), всего и не перечислишь! И на этом возможности использования теста не заканчиваются. С ним готовят суп-лапшу, галушки, затирки. Из прожаренной муки, заваренной кипятком, делают семейский саламат. Богата семейская кухня блюдами из круп – гречихи, проса, ячменя.

Мясные блюда – обязательная составляющая рациона, как и блюда из яиц, особенно яичница с салом. Традиционны и молочные продукты: молоко, масло, сметана, творог, простокваша. В семейской традиционной кухне есть место и рыбным блюдам – рыба жареная, вяленая и соленая, уха.

К обрядовой кухне относятся кутья, каши, печенья. Если говорить о традиционных напитках семейской кухни, то к ним относят квас, ботвинью, кисель, бурдук, солодуху. Люди, которые трудолюбиво обрабатывают землю и ценят дары природы, и напитки готовят на дикорастущих растениях. Они впитывают в себя аромат иван-чая и брусничника, курильского чая и березового гриба (чаги), бадана и ревеня, листьев смородины или малины. Дополняют основные блюда традиционной кухни свежие и консервированные ягоды, грибы, черемша; кедровые орехи и приготовленное из них масло. Издавна семейские получают с пасек разнообразный мед.
Современное старообрядчество «К потомкам староверов»

Большинство старообрядческих селений значительно удалены от города, расположены они в труднодоступных горно-таёжных местах. Возможно, это и к лучшему. Ведь все это способствовало сохранению жизненного уклада, быта и культуры предков семейских вплоть до середины ХХ века почти в первозданном виде. А мы и сегодня можем окунуться в историю.
В Бурятии в допетровскую эпоху можно действительно погрузиться. Для этого есть множество разнообразных мест. Это музеи-усадьбы семейских (с. Хасурта, Тарбагатай, Никольское); мемориальные музеи-усадьбы (с. Шаралдай, музей Исая Калашникова); церковно-археологический музей истории культуры и быта старообрядцев Забайкалья, старообрядческий храм в честь Воздвижения Креста Господня, усадьба забайкальского старообрядца в селе Тарбагатай (с. Тарбагатай); музеи с открытыми площадками, показывающие хозяйство и быт «семейских» (Хоринский краеведческий музей) и другие.
Путь в староверческое село
начинается
у вершины горы «Спящий лев»…

Одно из «семейских» сёл - Тарбагатай. Здесь есть старообрядческий комплекс отца Сергия (с 2001 г.) с сохранившимися устоями и традициями. До 30-х гг. ХХ в. старинный Тарбагатай считался центром Забайкальского старообрядчества.

В 1765 г. группу старообрядцев – «новопоселенные из поляков», их было 824 человека – разместили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково, Бурнашево.

27 сентября 2003 г. Древлеправославная Кресто-Воздвиженская церковь в Тарбагатае была освящена Древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси Александром в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Служба в ней ведется по старинным книгам. Они были принесены в забайкальские степи первыми переселенными староверами.
Родильный дом колхоз Красное знамя труда. с. Бичура
Пасхальные гуляния
Знакомство с культурой семейских возможно и через литературное творчество. Яркий представитель, вобравший в себя всю культуру и душу старообрядцев — народный писатель Исай Калашников. (1931-1980). В селе Шаралдай Мухоршибирского района с 1991 года находится музей-усадьба Исая Калашникова, а при нем - «Семейское подворье». В самом музее хранится наследие писателя: фотографии о жизни и творческом пути И. К. Калашникова и его личные вещи.
Устанете от пищи духовной — добро пожаловать к столу,
вас угостят блюдами старорусской кухни…

В музее проходят мероприятия по культуре и традициям семейских. Здесь можно познакомиться с обрядовой культурой, работает настоящая гончарная мастерская, где можно слепить из глины кухонные изделия. А еще порадовать вкус душистым хлебом и оладьями из русской печи, а слух - неповторимыми семейскими напевами.

Уже целый век, с 20-х годов ХХ века, в Тарбагатайском районе действуют народные певческие коллективы, на них забота о сохранности песенной культуры. Сегодня их в районе 12. А знают о них далеко за пределами родного села. Это лауреаты международных, всероссийских фестивалей и конкурсов народного творчества, лауреаты Государственной премии Республики Бурятия.

С 1927 года ведет свою историю Большекуналейский семейский народный хор. У истоков создания хора стояли истинные знатоки старинной семейской песни: Федор Феропонтович Рыжаков, Иван Ферапонтович Рыжаков, Влас Трофимович Иванов, Аника Иннокентьевич Брянский. С 1967 года хор носит звание «Народный коллектив». Долгое время хор возглавлял его первый руководитель Федор Ферапонтович Рыжаков - заслуженный работник культуры Бурятии. Потом, в разные годы, руководителями и вдохновителями коллектива были заслуженные работники культуры А.И. Рыжаков и Г.П. Фадеева. За почти сто лет своего существования Большекуналейский семейский народный хор стал, без преувеличения, легендой в мире музыкального фольклора. Ведь знаменитый семейский распев русских народных песен куналейской певческой школы даже изучают во многих музыкальных институтах, консерваториях, училищах и колледжах.

В музее-усадьбе Александр Ивановича Рыжакова в селе Большой Куналей - основателя и руководителя семейского народного хора.

История причудлива и не перестает удивлять поворотами судьбы. Семейские в Бурятии — одни из таких. В далеком Забайкалье, под боком у монгольских степей, нашли свой новый дом «изгнанные за веру».

Они пронесли свою историю через года, сохранили традиции и обычаи. Благодаря чему и сегодня мы можем увидеть, узнать и прочувствовать, какой она была — допетровская Русь.
«Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина»
Руководитель проекта: кандидат искусствоведения Т.А. Бороноева;
Научный редактор: д.и.н. С.В. Бураева;
Авторы каталожных описаний: Л.Ф. Левитина, Л.Л, Цыремпилова,
Т.Е. Алексеева, Д.Д. Хубитуева, Ц.-Х. Очирова, З.А. Шагжина;
Координаторы каталога: А.Ж. Бальжурова, С.З. Галсанова, Б.Ц. Гомбоев;
Фотосъемка: В.Ж. Тугутов;
Перевод: А.Ч. Гуруева;
Разработка: Е. Шумал, О. Маханова, А. Онохов.

Музей выражает благодарность:

Людмиле Владимировне Гармаевой
, директору ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия»;
Бутит Цыдыпмункуевне Жалсановой, директору ГАУК РБ «Государственный архив Республики Бурятия»;
Маргарите Васильевне Гороховской, начальнику Управления Культуры и Туризма МО «Мухоршибирский район»;
Отцу Сергию (Сергей Палий), священнику Древлеправославного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в селе Тарбагатай;
Ольге Александровне Рымаревой (Рыжаковой), старейшей участнице Большекуналейского народного семейского хора;
Оксане Михайловне Лаппо, руководителю Большекуналейского народного семейского хора;
Андрею Петровичу Левантуеву, и.о. генерального директора телерадиокомпании «Ариг Ус».
Полезная информация:

ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия»,

670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, дом 29
тел./факс: 8 (3012) 21-29-09, 8 (3012) 21-40-08
e-mail: muzeyrb@mail.ru / muzeyrb_mib@mail.ru
сайт музея: http://muzeyrb.ru/

ГАУК РБ «Государственный архив Республики Бурятия»,

670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, дом 9а
тел.: 8 (3012) 21-18-82
e-mail: info.garb@govrb.ru
сайт: http://www.gbu-garb.ru/

ГАУК РБ «Национальная библиотека Республики Бурятия»,

670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, дом 4
тел./факс: 8(3012)21-94-50, 21-97-29
e-mail: nacbibl@nbrb.ru
сайт: http://www.nbrb.ru

Музей – усадьба И.К. Калашникова,

671342, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Шаралдай, ул. Исая Калашникова, дом 78
Тел.: +7(30143)26335, 89516202125 (Красикова И.С.)
e-mail: ukitmyh@mail.ru, adm-sharaldai@mail.ru
сайт: http://qesss2.wixsite.com/muzeiharaldai

Усадьба забайкальского старообрядца,

671110, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Тарбагатай, ул. Промышленная, дом 20б
Тел.: +7924650-19-71 (Палий А.С.)
e-mail: sanekp_@mail.ru
сайт: https://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/16781-muzej-staroobryadcev-v-tarbagatae/

Большекуналейский народный семейский хор и музей-усадьба Александра Ивановича Рыжакова,

671132, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Большой Куналей, ул. Ленина, дом 175, ул. Кирова, дом 128.
тел. +79516224293 (рук. хора Лаппо О.М.) +79245544279 (рук. музея Рымарева О.А.)
e-mail: bkynaley@yandex.ru

Региональная общественная организация «Общество культуры семейских (староверов) Республики Бурятия»,

670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Дальневосточная, дом 5Б
тел. +79021618985 (Петров С.П.)
e-mail: staroveruda@yandex.ru
сайт: http://starover.net